

В связи с принятием новых Уголовного Кодекса, Уголовно – процессуального Кодекса, Уголовно – исполнительного Кодекса и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - УК, УПК, УИК и КоАП), распоряжением страны утвержден Единный государственный план действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систуму исполнения уголовных наказаний.
Генеральным Прокурором перед всеми органами прокуратуры в качестве одного из главных приоритетов и критериев оценки эффективности надзорной деятельности на предстоящий период определены:
- организацию качественного перехода на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систему уголовных наказаний.
По всей стране органами прокуратуры проводится праворазъяснительная работа с привлечением общественности, представителей заинтересованных ведомств, правоохранительных органорв, судов и неправительственных организаций по основным новеллам новых УК, УПК, УИК и КоАП в виде семинар-совещаний, круглых столов, конференций и т.п.
В текущем году для нас главное – подготовка фундамента для планового и безболезненного перехода к работе в условиях новых УК, УПК, УИК и КоАП. Надзор необходимо проецировать в работе в новых условиях.
На отдельных новеллах уголовно - процессуального законодательства и его взаимодействия с оперативно - розыскной деятельностью хотелось бы остановиться.
Новый УПК предусматривает введение ряда процессуальных институтов, заимствованных из уголовного процесса зарубежных стран. Вводится отдельная Глава 30. Негласные следственные действия (ст.ст. 231-251), которая включает в себя специальные оперативно – розыскные мероприятия (далее – СОРМ) и часть общих оперативно – розыскных мероприятий (далее – ОРМ).
При этом, Закон Республики Казахстан «Об оперативно – розыскной деятельности» (далее – Закон «Об ОРД») значительных изменений не притерпел и оставляет за правоохранительными и специальными органами право проведения общих и специальных оперативно – розыскных мероприятий вне рамок уголовного процесса.
Согласно положениям Главы 30. Негласные следственные действия (далее НСД) осуществляются следующие негласные следственные действия (ст. 231 УПК):
- негласные аудио и (или) видеоконтроль лица или места;
- негласные контроль, перехват и снятие информации, передающиеся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;
- негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
- негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;
- негласный контроль почтовых и иных отправлений;
- негласное проникновение и (или) обследование места;
- негласное наблюдение за лицом или местом;
- негласная контролируемая поставка;
- негласный контрольный закуп;
- негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности.
Следует учесть, что негласные следственные действия, требующие санкции прокурора, могут проводиться при наличии одного из следующих оснований:
по делам о преступлениям, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше;
по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой.
Статьей 232 УПК регламентированы условия и основания негласных следственных действий.
Предусмотренные настоящей главой НСД производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых затрагивают.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции В.Олейник
Комментарии
Добавить комментарий