«Правонарушения и преступления по новому».

20 октября 2014 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Так, 3 июля 2014 года Президентом страны подписан новый Уголовный кодекс, который будет действовать с 1 января 2015 года.

Одной из его отличительных черт можно считать реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года о двухвекторном подходе к преступным деяниям.

Уголовно-наказуемые деяния в новом кодексе предусмотрены как уголовные правонарушения.

В числе проступков имеются и деяния, находящиеся на «стыке» административного правонарушения и преступления по степени общественной опасности, но которые сегодня предусмотрены действующим Кодексом об административных правонарушениях.

Это соответствует установкам Главы государства о принципе «нулевой» терпимости к беспорядку, усилит профилактику серьезных преступлений.

Вывод этих административных правонарушений в разряд уголовных проступков в первую очередь диктовалось тем, что по ним невозможно незамедлительно составить «протокол об административном правонарушении» и направить на рассмотрение в уполномоченный орган, как это предусмотрено для административного судопроизводства в целом.

К примеру, для привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, производство судебно-медицинской экспертизы возможно только по истечении значительного времени, чтобы установить, какой тяжести вред причинен здоровью потерпевшего.

Аналогично, соответствующие судебно-технические экспертизы нужно проводить и по фактам нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями и т.д.

Кроме того, перевод составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности. Это – и обязательное привлечение защитника – профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом.

В этом ракурсе говорить о «криминализации» переведенных административных составов представляется необоснованным.

Одним из оснований перевода этих административных правонарушений в уголовные проступки, кроме того, явилось и то, что они либо содержали в качестве меры административного взыскания административный арест, либо, не предусматривая административного ареста, рассматривались только судом.

В состав уголовных проступков также включены некоторые новые деяния, которые ранее не предусматривались ни Кодексом об административных правонарушениях, ни в действующим Уголовным кодексом.

Концепцией кодекса была предусмотрена необходимость разграничения преступлений и проступков именно по критерию возможности назначения наказания в виде лишения свободы, поскольку именно этот вид наказания является наиболее отчетливой границей между серьезной и менее серьезной общественной опасностью.

«Одинаковыми» мерами основного уголовного наказания и для проступков, и для преступлений являются только штраф и исправительные работы.

Несмотря на это, размеры штрафов для уголовного проступка существенно различаются от штрафов, назначаемых за совершение преступления. Это же относится и к исправительным работам.

Такая «обширная» сфера наказаний обуславливается в немаловажной степени положениями Концепции правовой политики на 2010-2020 годы о более широком применении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, а также задачами по снижению «тюремного» населения.

За уголовные проступки новым Уголовным кодексом предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности.

Самое значительное – осуждение за совершение уголовного проступка не влечет судимости.

 

 

Пресс-служба прокуратуры ВКО.

Комментарии

Добавить комментарий