Проблемы принудительного взыскания уголовных и административных штрафов

04 апреля 2017 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В связи с внесёнными в 2015 году изменениями в уголовное законодательство, штраф как вид уголовного наказания стал применяться судом чаще.

Данное обстоятельство также повлияло на количество поступаемых в органы исполнительного производства исполнительных документов о взыскании штрафов по приговорам.

В настоящее время процедура исполнения выглядит следующим образом.

Суд, вынесший приговор по делу, направляет его с исполнительным документом судебному исполнителю. Последний принимает меры по взысканию штрафа, в случае невозможности взыскания, обращается в суд с представлением о замене наказания.

Таким образом, исполнение наказания зависит от добросовестности судебного исполнителя. Который может заволокитить исполнение или иным образом не исполнить его.

При этом, судебный исполнитель проводит свои действия на основании Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которым предусмотрен срок исполнения 2 и 4 месяца.

Тогда как, в соответствии со ст.50 УИК осужденный обязан уплатить штраф в течение одного месяца со дня вступления приговора суда в законную силу.

Таким образом, усматривается коллизия норм указанных нормативных актов не только по срокам исполнения приговора, но и по субъектам исполнения, поскольку УИК возлагает исполнение приговора на самого осужденного, исполнительное законодательство на судебного исполнителя.

Такое перекладывание обязанности по исполнению приговора и приводит к незаинтересованности осужденного в уплате штрафа. Подобное будет продолжаться до тех пор, пока осужденный не будет сам заинтересован в исполнении приговора без привлечения к этому государственного аппарата.

Полагаем, что возложение на органы исполнительного производства обязанности по исполнению наказаний по приговорам излишне и не способствует реализации принципов уголовного правосудия (неотвратимости наказания и т.д.).

Вовлечение судебных исполнителей в процедуру исполнения наказания создает лишь излишнюю волокиту и условия, при которых осужденный может избежать назначенного судом наказания.

В целом, даже при действующих сейчас нормативно-правовых актах необходимость в направлении приговора для принудительного исполнения судебным исполнителям отсутствует.

При небольшом изменений УИК можно добиться более значимых результатов по исполнению приговоров.

Так, полагаем возможным направлять приговор только в орган пробации, в обязанности которого будут входить лишь разъяснение осужденному норм ст.50 УИК и в случае неуплаты штрафа по истечению месячного срока направление в суд представления о замене наказания.

Тем самым, вся обязанность и ответственность по исполнению приговора будет возложена на осужденного, государство в свою очередь будет освобождено от необходимости проведения работы по взысканию.

Административные штрафы.

Одной из проблем взыскания административных штрафов является необоснованное направление государственными органами своих постановлений для принудительного исполнения.

При этом, в органах казначейства функционирует и используется база ИС "Казначейство-клиент" с помощью которой можно получить сведения о поступлении или не поступлении суммы штрафа в бюджет.

Однако, государственными органами данный ресурс не используется.

Проверка прокуратуры области выявила более 1 тыс. постановлений  на сумму более 18 млн. тенге, по которым правонарушители оплатили административные штрафы в установленные законом сроки. Однако, госорганами данные штрафы направлены для принудительного исполнения.

Тем самым уполномоченные органы нарушили конституционные права граждан, необоснованно втянув их в процедуру принудительного исполнения, и создали излишнюю работу судебным исполнителям.

Также, проблемой взыскания административных штрафов является не заинтересованность частных судебных исполнителей в их исполнении.

С 2016 года все административные штрафы с суммами до 1000 МРП поступают на исполнение к частным судебным исполнителям, которые получают свой доход от взысканной суммы.

При этом, прибыль по подобным документам мизерна, ввиду чего судебные исполнители к взысканию административных штрафов относятся халатно.

Этому же способствует неравномерное распределение штрафов региональной палатой. Нарушения в этой части выявляются на протяжении двух лет.

 

 

4ое Управление прокуратуры ВКО

Комментарии

Добавить комментарий